Безопасность дорожного движения: не садись за руль, не имея на то право!

Обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) имеет це-
лью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опас-
ных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу
граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.
Интересы безопасности дорожного движения любых видов транспорт-
ных перевозок, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита
их прав, законных интересов и имущества - это основные приоритеты
дорожного движения и в России, и в зарубежных странах. Именно в
этих целях устанавливаются разрешительные режимы в области БДД
путем предупреждения транспортных происшествий, снижения тяже-
сти их последствий. Безопасность дорожного движения с конституци-
онно-правовой точки зрения является одной из гарантий конституци-
онного права на жизнь.
Обеспечение безопасного движения на автомобильных дорогах
является комплексной общегосударственной задачей. Государство
устанавливает полномочия и ответственность Правительства РФ, фе-
деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного само-
управления в области БДД, координирует их деятельность, а также де-
ятельность общественных объединений, юридических и физических
лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и снижения тяжести их последствий.
Ответственность за управление транспортным средством без водительских прав могут усилить
Предлагается дополнить ст. 12.7 КоАП частью 4, предусматривающей установление повышенных мер административной ответственности за повторное управление транспортным средством лицом, лишенным водительских прав, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо обязательных работ на срок от 150 до 200 часов. Соответствующий законопроект1, направленный на повышение мер общественной безопасности, внесен в Госдуму 25 мая 2022 года.
В пояснительной записке к проекту указывается, что лицо, лишенное водительских прав по решению суда, ограничивается в праве управления транспортным средством как источником повышенной опасности в целях обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем статистические данные свидетельствуют о том, что на протяжении последних пяти лет продолжают расти показатели аварийности по вине водителей, лишенных права управления транспортным средством. Каждое девятое ДТП, связанное с выездом на полосу встречного движения, совершено лицами, лишенными права на управление транспортное средство либо не имеющими такого права.
Разъяснено, что управление ТС водителем, не имеющим прав (за исключением учебной езды), квалифицируется по ч. 1 ст. 12.7 КоАП, а лишенным прав – по ч. 2 данной статьи. Подчеркивается, что лишение водительских прав означает одновременное лишение права управления всеми транспортными средствами независимо от категории. Управление ТС водителем, лишенным прав и не выполнившим условий для их возврата после истечения срока наказания, квалифицируется по ч. 1 ст. 12.7 КоАП (п. 9).
Ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП наступает за передачу управления ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав (кроме учебной езды) или лишенному их. Следовательно, не подлежит квалификации по указанной норме передача управления лицу, действие прав которого временно ограничено в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Сам водитель в таком случае может быть привлечен к ответственности по ст. 17.17 КоАП.
Госавтоинспекция в очередной раз напоминает, что несовершеннолетний не может управлять транспортным средством, не имея водительского удостоверения, будь то автомобиль, мотоцикл либо скутер и призывает родителей исключить доступ подростков, не имеющих водительских прав, к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 12.7 ч.1 КоАП РФ к лицу, управляющему транспортным средством и не имеющим права управления транспортным средством (исключение составляет учебная езда) будет применено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Также предусмотрена административная ответственность, в отношении лица передавшему управление, лицу, не имеющему право управление транспортным средством, а именно:
- статья 12.7 ч.3 КоАП РФ - передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Уважаемые родители, беседуйте о соблюдении правил дорожного движения со своими детьми! Не допускайте к управлению автомобилями, мотоциклами, мопедами и скутерами несовершеннолетних, не достигших разрешенного к управлению возраста и не имеющих водительского удостоверения соответствующей категории! Во избежание дорожно-транспортных происшествий не повторяйте чужих ошибок!